Голод не тётка: обзор белорусского автобазара (2012)

Голод не тётка: обзор белорусского автобазара (2012)

За первое полугодие 2011 года по льготным таможенным ставкам в Беларусь было ввезено порядка 250 тысяч б/у автомобилей. По сообщению наших коллег из Минска, белорусские перекупщики планировали продать большую часть в Россию, однако россияне этот объём пока не освоили и несильно торопятся. Но продавцы не растерялись — ведь автомобилисты Казахстана ещё те любители подержанных машин.

Но что они знают о нас или хотя бы о наших вкусах при выборе авто? По нашим исследованиям казахстанский авторынок для белорусов словно тёмный лес, иначе бы одинокие «крузаки» и «лексусы» на минских рынках не затерялись в массе «фольксвагенов». Лишь изредка среди легковых BMW, Audi, Ford мелькают любимые нами X5, Nissan Murano или Subaru Outback.

Голод не тётка
Мы решили найти экономическую выгоду от перегона автомобиля из Беларуси. И вот что у нас получилось

Но голод не тётка. И скоро, когда автомобильный желудок (в смысле рынок) переварит весь имеющийся в РК запас свежепригнанных машин, наши глаза будут в первую очередь направлены на машины с автобазаров наших союзников. Пусть здесь в основном «европейцы», не слишком популярные в Казахстане, слюнки тем не менее потекут.

Откуда ветер дует

Интерес отечественных автолюбителей к белорусским авто проявился ещё в прошлом году. Америка и Европа нам больше не интересны, с машинами из Кыргызстана ситуация по-прежнему полулегальная. А вот РФ и РБ — наши товарищи. Планомерно активизировались и сами белорусы. На нашем сайте www.kolesa.kz висит уже несколько сотен объявлений о продаже машин в Минске, а профессиональные перегонщики готовы помочь и с покупкой, и с доставкой.

Голод не тётка

Чем же привлекательны автомобили из РБ?

Во-первых, ценой. Она заметно ниже, чем в Казахстане. Европа под боком, и белорусам пригнать отлично сохранившийся экземпляр было не в пример проще, чем казахстанцам. Во-вторых, считается, что условия эксплуатации в Беларуси не такие жёсткие. Там, мол, и дороги ровнее (взять хотя бы известное шоссе Брест — Минск — Россия), и топливо лучше (для примера, бензин АИ-95 с Мозырского НПЗ, который отвечает нормам Евро-5, у нас продают по цене 295 тг/л). Так что и отбегавший по Беларуси автомобиль нашим тоже сгодится.

Просматривая белорусские сайты по продаже машин, отмечаешь действительно очень приятные цены. Но, увы, на большинство из них приходится лишь смотреть и облизываться. Реально прицениваться можно лишь к машинам с пометкой «Проходит на РФ и Казахстан». Это те автомобили, которые были ввезены в страну до 1 января 2010 года или же растаможены по ЕТТ.

Голод не тётка

Немало и тех и других. Перегонщики наполняли торговые площадки в расчёте на россиян, которые активно приобретали секонд-хэнд в конце лета — начале осени, а сейчас погоду делают в основном казахи, или казахские перекупы, как в Беларуси называют наших соотечественников.

Смотрим меню

По словам самих белорусов, казахских покупателей в основном интересуют недорогие автомобили из 90-х. Однако «японцев» в продаже немного, в почёте здесь Volkswagen, в особенности Passat и Golf разных поколений. Любят наши союзники и Mercedes-Benz (С-класс и Е-класс), Audi (А6 и А4), BMW («пятёрка» и «трёшка»), а также малоуважаемые в нашей стране Opel (Astra, Vectra), Ford Mondeo и Renault Megane. Самая популярная из Toyota — Avensis! И вот с маркой Lexus здесь беда, Alfa Romeo и то популярнее.

Голод не тётка

Экономическая ситуация в стране далеко не сахар, поэтому в ходу компактные городские хэтчбеки, минивэны, много машин с дизельными двигателями. Сейчас пригоняют только малолитражки в возрасте 3-5 лет с объёмом двигателя до 1.5 литра. Таможенные пошлины на них относительно невелики.

Считаем барыши

Рассчитывая смету, куда входят расходы на покупку и транспортировку автомобиля, не стоит сбрасывать со счетов 12 % НДС, которые обязательно придётся уплатить. Это от $700 за 15-летнего «немца» до $2 500 за свежего 5-летнего «японца». Но здесь возможен неприятный сюрприз. Если налоговый инспектор сочтёт сумму, прописанную в договоре купли-продажи, слишком маленькой (удалось выгодно купить машину или цифра специально занижена), придётся за свой счёт обращаться к независимым оценщикам.

Голод не тётка
Авто старше 10 лет в Казахстан уже давно не завозят, а они всё ещё очень востребованы

Мы решили на примере найти экономическую выгоду от перегона автомобиля из Беларуси. И вот что у нас вышло. Смотрим Volkswagen Golf IV 2000 года выпуска. Неплохая машинка и очень распространённая в Минске. Средняя стоимость в Казахстане — $11 400, в Беларуси — $7 800. Разница уже составляет $3 600! Но подождите радоваться, давайте считать: $936 придётся отдать государству в виде НДС. 200-300 долларов будет стоит билет на самолёт до Минска, ещё баксов 200 уйдёт на питание, проживание и поиск нужного автомобиля. А затем либо гоним сами (около $500-600 на топливо и другие дорожные траты), либо грузим его на автовоз ($1 100), либо доверяем доставку профессиональному перегонщику (ещё $400-500 на его перелёт и проживание, $500 на дорожные расходы и $500 за работу). Итого набегает от $2 000 (если гнать самому и пробыть около недели в дороге) до $3 100 (если доверить автомобиль перегонщику, сидя у себя дома). Автовоз позволит немного сэкономить, но его найти бывает не так просто. В итоге реальная экономия в данном примере не превысит $1 600.

От редакции

Пока наиболее выгодное приобретение на белорусском рынке — автомобили старше 10 лет. Ценники на них действительно на редкость соблазнительные, и в Казахстане уже наблюдается дефицит таких машин. Недаром за ними и гонятся наши перегонщики. Более свежих авто хоть и было завезено несметное множество, но до 2013 года ввезти их в Казахстан без таможенных сборов не получится. А вот автомобили из 90-х — легко, ведь, как известно, Евро-3 в Казахстане будет действовать только со следующего года.

Комментариев: 0

Чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.