538-articles-big_small

Напрыгались!

Традиционные ежегодные соревнования на Кубок первого президента Федерации автомотоспорта Николая Маслова

Как отметить День Независимости? Все ответят по-разному, кроме закоренелых поклонников фатального бездорожья — месить грязь, выворачивать камни, прыгать, нырять и гнать что есть мочи.

16 декабря в Алматы на дне озера Сайран состоялся джип-фристайл, посвящённый Дню Независимости Республики Казахстан. Это традиционные ежегодные соревнования на Кубок первого президента Федерации автомотоспорта Николая Маслова.

В гонке приняли участие 44 экипажа, а это много. Из них 6 экипажей прибыли из соседней Киргизии. Участники были разделены на 2 категории: «Спорт» — обязательное наличие жёсткого каркаса кузова и «Туризм» — обычный полноприводной автомобиль. Размер колёс допускался любой.

Первой в бой вступила категория «Спорт», состоящая из 14 участников. По обозначенному цветными лентами коридору за отведённое время (1 час) надо было сделать как можно больше кругов. Стартовали все одновременно. Трасса была довольно жёсткая: помимо крутых и обледеневших спусков и подъёмов хватало и глубоких водных преград. Последнее особенно остро почувствовали на себе гонщики на открытых автомобилях — после гонки найти сухое место на их одежде было практически невозможно.

Гонка была очень напряжённой, боролись жёстко и бойко, словно в автокроссе. Каждый старался выиграть. У многих спортсменов автомобили не выдерживали нагрузки. Рвалась резина, отрывались и колёса целиком. Кто-то продолжал гонять на дисках, другие тут же старались поставить запаски. Сколько потеряно выхлопных труб, сколько оторвано карданов, не сосчитать. До финиша доехало не более 30% стартовавших машин.

Кому зрелищ досталось, так это зрителям. Круг небольшой, примерно 1 км, машин на круге много, и всё видно с любой точки. Что интересно, самые именитые спортсмены выбыли из борьбы — техника не выдержала.

В итоге в категории «Спорт» победу одержал Степан Соколов, он за 41.38 минуты успел сделать 50 кругов. Столько же кругов на своём «грызлике» сделала Светлана Наумова, но за 42 минуты, проиграв победителю всего 22 секунды, третьим был экипаж под номером 15 — 49 кругов за 42.21 минуты.

В категории «Туризм» желающих помериться силами набралось 30 экипажей. Но по условиям организаторов гонки одновременно на кольце количество автомобилей не должно превышать 20. Поэтому их разделили на две группы. Трасса и условия остались теми же. Из двух групп категории «Туризм» наибольшее количество кругов удалось сделать экипажу Олега Мандриченко, ему зачли 49.5 круга. Второе место занял экипаж Дубовского, который проехал 47 кругов. Третьим был Машеев, проехавший 46 кругов.

И вот финал — заезд категории «Абсолют». В этом заезде могли участвовать все желающие, как спортсмены, так и туристы. Но, учитывая состояние автомобилей и боевой дух спортсменов, участвовать в заезде «Абсолют» решились 9 экипажей категории «Спорт» и 3 экипажа категории «Туризм».

Как только стартовая лента упала на землю, все 12 автомобилей с рёвом устремляются вперёд. Каждый хочет быть первым. Сделав несколько кругов, из поля зрения исчез автомобиль Степана Соколова, одного из претендентов на победу. В лидеры вырывается Евгений Ревин на своём красочном автомобиле «Борода и К». В первом заезде доехать до финиша ему не удалось, и здесь ему нужна победа. Но, наращивая скорость круг за кругом, женский экипаж Светланы Наумовой выходит в лидеры, обгоняя Ревина. Светлана опережает всех уже более чем на полкруга, скорость растёт, и в одном из прыжков машина не выдержала удара — лопнула пружина. Вынужденный «стоп», до финиша пришлось добираться с помощью эвакуатора.

А на трассе вновь появляется автомобиль с бортовым номером 12 и начинает наматывать круги. Видимо, Соколову удалось устранить неисправность. Конечно, упущенное время наверстать уже не удалось, но в характере молодого спортсмена — бороться до последнего.

Но тут как будто второе дыхание открылось у кыргызского спортсмена Эмиля Нурбекова под номером 112. Его машина гремит как консервная банка и, казалось, вот-вот развалится на части. Эмиль под громкие аплодисменты болельщиков обгоняет одну машину за другой. С ним в борьбу вступают Алексей Никижев и второй женский экипаж Дарьи Рогатиной. Но… Звучит сирена, конец гонке, и Кубок Николая Маслова уезжает в Киргизию! Экипаж Эмиля Нурбекова победил в этой сложной гонке.

Итоговая таблица зачёта «Абсолют»

1-е место Эмиль Нурбеков /Алыкулов Т., № 112, Кыргызстан.
2-е место Никижев / Алексей Якубов, № 015, Алматы.
3-е место Дарья Рогатина / Евгения Шестакова, № 120, Алматы.

Последняя столь масштабная гонка завершает сезон 2010 года. Каким он был, нам сказать сложно. Возможно, ярким, а может, и не очень — так случилось, что нами зафиксирован он не был. Но мы уверены, что в 2011 году подвести своеобразную черту и оценить прошедший сезон мы сможем во всех красках. До встречи в новом 2011 году!

Текст Анатолия Горносталёва, фото Анатолия Горносталёва.